среда, 29 января 2014 г.

«Использование пооперационных карт и незавершённых композиций в самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников»

Цель: обучение методическим приёмам использования пооперационных карт  и методики незавершённых композиций для организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.
Регламент
Тема выступления
Форма проведения
Ф.И.О., должность
13.30 – 13.40
Регистрация участников семинара-практикума

Смирнова К. Ю., зам. зав. по УВР
13.40 – 13.50
Использование технологических карт в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Презентация,  Сообщение из опыта работы воспитателя
Обухова Е.В., воспитатель подготовительной группы № 1
13.50 – 14.00
Просмотр презентации: «Методика «Оригами» как средство развития у детей художественно-конструктивных, изобразительных способностей»
Комментирование презентации
Баранова О.С., старший воспитатель
14.00 – 14.10
Видео-мастер-класс по сборке оригами «Журавлик»
Работа в подгруппах
Евстигнеева С.Л., педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
14.10 – 14.15
Подведение итогов семинара.
Саморефлексия
Баранова О.С., старший воспитатель
В семинаре приняли участие воспитатели и специалисты МАДОУ ДС № 52 в количестве – 11 человек.
В рамках семинара обсуждались вопросы организации работы детей дошкольного возраста по пооперационным картам с целью развития самостоятельности детей  в специфических  для них видах  художественно-эстетической деятельности, построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка. Барановой О.С. были обозначены основные методические приемы обучения дошкольников технике «оригами»,  обусловлена роль дошкольника как самостоятельного субъекта художественно-эстетической деятельности.
            В ходе проведённого семинара-практикума педагоги получили конкретные знания в области использования технологий пооперационных карт в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, познакомились с методикой незавершённых композиций, освоили приёмы складывания бумаги в технике «Оригами» на примере фигуры «Журавлик».  

четверг, 16 января 2014 г.

Мастер-класс по дымковской игрушке

Сегодня педагог по ИЗО-деятельности Евстигнеева Светлана Леонидовна провела мастер-класс по созданию дымковской игрушки в рамках решения второй годовой задачи. Педагоги с удовольствием учились делать Лошадку из глины. Домашним заданием было раскрасить игрушку согласно традициям дымковской живописи.

вторник, 24 декабря 2013 г.

Семинар по теме: Самостоятельная художественно-творческая деятельность как средство саморазвития личности ребенка дошкольного возраста"

В нашем детском саду в рамках второй годовой задачи проходил семинар-практикум для педагогов по теме: "самостоятельная художественно-творческая деятельность как средство саморазвития личности ребёнка дошкольного возраста".
Цель: повышение информационной и профессиональной компетентности специалистов в вопросах обеспечения психолого-педагогических условий  для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей  в рамках реализации основной образовательной программы МАДОУ ДС № 52  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вот программа семинара:
Регламент
Тема выступления
Форма проведения
Ф.И.О., должность
13.30 – 13.40
Регистрация участников семинара

Смирнова К. Ю., зам. зав. по УВР
13.40 – 13.50
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей. Психолого-педагогические условия формирования у детей творческой самостоятельной художественно-эстетической деятельности.
Презентация,  выступление
Смирнова К. Ю., зам. зав. по УВР
13.50 – 14.00
Практическая работа: Составление описательного рассказа по картинам: «Грачи прилетели» и «Мартовское солнце»
Работа в подгруппах «Мозговой штурм»
Евстигнеева С.Л., педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
14.00 – 14.10
«Дидактические игры и предметно-развивающая среда для развитие самостоятельности в художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»
Презентация, выступление
Баранова О.С., старший воспитатель
14.10 – 14.15
«Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребёнка дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы воспитателя
Обухова Е.В., воспитатель
14.15 – 14.30
Кроссворд по теме «Художественно-эстетическое развитие»
Интеллектуальная  игра
Смирнова К. Ю., зам. зав. по УВР
14.30 – 14.35
Подведение итогов семинара.
Саморефлексия
Баранова О.С., старший влспитатель
В семинаре приняли участие воспитатели и специалисты МАДОУ ДС № 52 в количестве – 13 человек.
В рамках семинара обсуждались вопросы организации самостоятельного творческого процесса дошкольников; психолого-педагогические условия формирования у детей самостоятельной художественно-эстетической деятельности, особенности построения предметно-развивающей среды для поддержки инициативы и развития самостоятельности детей  в специфических  для них видах  художественно-эстетической деятельности, построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 
В ходе проведённого семинара-практикума педагоги получили конкретные знания в области использования технологий проектирования художественно-творческой деятельности,  основных побудительных мотивов самостоятельной изобразительной деятельности и построения эстетически целесообразной развивающей среды, представления о рациональном использовании в педагогической работе разнообразных форм содеятельности воспитателя с детьми (в формате ФГОС).
Фотоотчёт:

вторник, 26 ноября 2013 г.

Уважаемые родители и педагоги!

НАКОНЕЦ-ТО, ПРИНЯТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
ЧИТАЙТЕ И ЗНАКОМЬТЕСЬ!
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

  Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598;
2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 Положения
о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386;
N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения
федеральных государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений,
утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), 
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования
и науки Российской Федерации:
от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие
федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299);
от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Министр Ю.Д. Ливанов


вторник, 22 октября 2013 г.

Анализ преемственности проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

По материалам статьи Электронного Периодического издания "Преемственность в образовании"
Авторы: Алешина Н.Ю., педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1010 г. Москвы
Ссылка на публикацию: http://journal.preemstvennost.ru/new-number/547-analiz-preemstvennosti-proekta-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-i-fgos-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya
    Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов. Именно поэтому, 30 октября 2013 года в ГБОУ СОШ № 1010 г. Москвы состоялся круглый стол воспитателей, учителей начальных классов и специалистов социально-психолого-педагогической службы по теме: «Переход от ФГТ к работе по ФГОС дошкольного образования. Преемственность: ФГОСов  дошкольного и начального общего образования». Сравнительный анализ основных положений ФГОС начального общего образования и проекта ФГОС дошкольного образования представлен в данной статье.
            Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:
Ø единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:
•      условиям реализации стандарта
•      структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
•      образовательным результатам
Ø единый психолого-педагогический методологический подход:
•      ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
•      опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
•      понятие об универсальных учебных действиях
•      ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей
Ø принцип организации инклюзивного образования:
•      минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
•      разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
•      опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
Ø направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
•      формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
•      процесс успешной социализации ребёнка
•      развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
•      сохранение и укрепление здоровья детей
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

135
Между тем, не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия проекта ФГОС дошкольного образования и действующего ФГОС начального общего образования. Чёткое понимание существующих отличий во многом определяет специфику построения деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), осуществляющих работу с детьми.
Отличия ФГОСов дошкольного и начального общего образования:
136
Результаты освоения ООП ДОсформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Инклюзивное образование: разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена
Инклюзивное образование: ведётся разработка вариантов специальных ФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести имеющихся нарушений)

Схема 2. Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (УУД)
137
 Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в проекте ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.
Библиографический список:
Текст проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования http://минобрнауки.рф/
Текст Федерального государственного стандарта начального общего образования http://минобрнауки.рф/

вторник, 10 сентября 2013 г.

Кое-что о ФГОС дошкольного образования

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Как рассказал А.Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".
В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.
В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.