вторник, 29 ноября 2011 г.

Портфолио дошкольника.


В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
  1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д. )
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д. )
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.
  1. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д. )
Портфолио можно разделить на несколько видов.
  1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
  1. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
  1. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
В портфолио можно предложить следующие рубрики:
  1. «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  2. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.
  1. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  2. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»
  3. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  4. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
  5. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
  6. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  7. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Алгоритм работы над портфолио
  1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  2. Определить вид портфолио.
  3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  5. Презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

суббота, 29 октября 2011 г.

«Роль детского сада в подготовке детей к школьному обучению»


Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. На основе сложившегося опыта можно сказать многое о детях. Свою работу очень люблю, люблю своих воспитанников, и стараюсь, воспитать в каждом человека с большой буквы. Поэтому устанавливаю с ребёнком такие отношения, чтобы ребёнок был для меня близким человеком. Как приятно, когда ребёнок охотно идёт в группу. При встрече он улыбнётся, чем - то порадует, что - то интересное расскажет, чем -то поделится.
Знаю, что каждый ребёнок развивается по - своему, а значит, и подход у меня к каждому ребёнку индивидуальный. Но, конечно, знакомство с родителями. Узнаю, в какой семье и в каких условиях, живёт ребёнок. Зачем это я делаю? Это мне помогает создать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль своего поведения к детям такой: не позволяю ребёнку делать всё, что ему заблагорассудиться, но и не запрещаю в не которых случаях, чётко решаю для себя, что можно и что нельзя. Стараюсь, своим поведением показать ребёнку пример, когда сдержать эмоции, вижу когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и т. д.
Долгое время работаю с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе. В подготовительную группу часто приходят читающие и считающие дети, но не имеющие достаточного запаса живых впечатлений и знаний о предметах и явлениях реального мира, не умеющие замечать происходящие изменения и сравнивать их. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованного ребёнка, сколько психологически подготовленного к учебному труду. Это значит - должен обладать нравственно-волевыми качествами, как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Ребёнок должен уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут у ребёнка - учиться он будет с удовольствием, учёба не превратиться для него в тяжкое время.
В настоящее время родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Считаю, что это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. Дети начинают подчиняться своему поведению, что это обязательно «надо» сделать. Постепенно возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, учитываю особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).
Дети с высоким уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на занятиях, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают.
Казалось бы, такие дети не нуждаются в каком - то особом педагогическом воздействии, но это не совсем так. Я создаю для таких ребят условия, способствующие дальнейшему интеллектуальному развитию, даю им наиболее сложные задания, повышаю требования к качеству их выполнения, стимулирую самостоятельность мышления и творчество.
Дети среднего уровня неплохо справляются с заданиями на занятиях и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Ребята с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Опыт показывает, что затруднительными для данных детей являются новые ситуации непривычные условия деятельности, необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам воспитателя. Даже небольшая неудача выбивает детей из колеи и снижает активность.
Характерно, что эти дети не нуждаются в большой помощи воспитателя достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справляются с заданием.
Дети поступают в подготовительную группу и с низким уровнем развития. Они отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредоточиться на задании. В работе учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. На занятиях дети несамостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям.
Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня достигают при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, дают конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объясняю родителям, как правильно оценивать действия ребёнка, советую поощрять его усилия, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Обучая, развивая и поддерживая детей, постепенно с родителями помогаем, им преодолеть пассивность, скованность, неумелость. Считаю в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с дошкольного возраста.
«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на занятии?». Как он справляется с заданием?. Не отстаёт ли от других?. Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок?. А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами
естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно - игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.
Любая деятельность - игра, труд, занятие - требуют определённой подготовки. Поэтому воспитываю у детей трудолюбие, усидчивость, слежу чтобы любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. Возрастные возможности будущего школьника в плане умственной деятельности. Дети довольно неплохо ориентируются в окружающем мире. В процессе систематических наблюдений у детей развивается наблюдательность, за живой природой, формируются устойчивые познавательные интересы. Благодаря наблюдениям природы дети делают много открытий, познавая природу, закономерности её жизни и развития, у них формируются материалистические представления.
В области предметного мира дошкольник достигает понимания зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Занятия по математике организовываю так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания. А главное. Направляю обсуждение на коллективный поиск правильного ответа. Добиваюсь, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться. На занятиях постоянно обращаю внимание на речевую работу. На каждом занятии учу детей чётко выражать свою мысль, делать вывод, объяснять, почему получился тот или иной результат. Большую работу провожу по обучению грамоте. Надеюсь, что дети не будут испытывать трудностей в обучении чтению и письму в школе. Обязательно дети должны прийти в школу с хорошо развитой речью. Поэтому с начала учебного года детей знакомлю с речью письменной и устной. Затем дети узнают из чего состоит наша речь - из предложений. Предложения из слов, слова делятся на слоги, а слоги состоят из звуков. Для наглядности использую графические схемы. Переступив порог подготовительной группы дети все должны уметь произносить звуки изолированно, в словах и фразовой речи. Но это бывает не так. Приходится работать по развитию фонематического слуха, дети не могут отличить один звук от других, определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце), делить слова на слоги. Подбирать схему слова к предмету, к которому она подходит. Все эти умения очень важны для последующего общения в школе.
Затем учу детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки, различать слова похожие по звучанию. Устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами. В конце учебного года дети должны уметь управлять пальцами рук. Поэтому, в течение учебного года много пишем графических диктантов, где дети учатся ориентироваться в тетради в клетку, рисуем в них несложные элементы позволяющие проверить не только развитие графических навыков, но и степень развития зрительного и двигательного контроля, который является необходимым условием для овладения письмом в школе.
И хочу, сделать заключение. К концу учебного года дети осознают себя умными, знающими больше, чем им «положено» по возрасту. А это стало основанием для повышения их самооценки.
Изменилось эмоциональное состояние детей в процессе труда. Они чаще стали улыбаться и смеяться, рассказывать в конце дня родителям о трудовых занятиях, как об интересном и радостном событии своей жизни. Я, смотрю на всё это, как же дети за год повзрослели, становятся умными, самостоятельными, уверенными, отзывчивыми, активными и ответственными.
С улыбкой, за своих выпускников, всегда говорю!. «Добро пожаловать, дети!» школа ждёт вас!.
 Воспитатель  МАДОУ ДС № 52 Кузнецова Л.Ю.

понедельник, 5 сентября 2011 г.

Открытие блога старшего воспитателя

Уважаемые родители и педагоги! Теперь вы можете связаться со старшим воспитателем детского сада № 52 города Челябинска по всем интересующим вас вопросам. Образование и воспитание в детском саду, требования программы, методические и организационные  мероприятия - всё о чём вы только думали, но стеснялись спросить.

пятница, 25 февраля 2011 г.

то такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?


Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".
  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой(затем и левой) руки - "бегает" по столу.
  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Существует, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности с использованием народных потешек. Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.
Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Сорока»
Сорока -белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
«Моя семья»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Эту методику мы с успехом используем в работе по развитию мелкой моторики рук. Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.
В группе планируются занятия, где используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка, игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы
Занятия проводятся в соответствии с установленными программами.
Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.
Коррекция точности направления руки.
Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.
Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.
Коррекция размаха движений руки при рисовании.
Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.
Коррекция формообразующих движений.
Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры. 
Коррекция изображения мелких предметов.
Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.
Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры(примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.
В нашей группе ведётся кружок «Умелые ручки». В работе с детьми, используем изобразительную деятельность не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки. Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников. Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками, ладошкой, справляются с техникой «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», «монотипии» разные способы монотипии, гроттаж, где рисование сочетается с аппликацией, доставляют детям большое удовольствие. Созданию детьми более выразительного художественного образа, способствует музыкальное сопровождение занятий.
Методика тычка, возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, развивать познавательные способности, специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, позволяет метод тычка. Техника рисования тычком предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным. Рисунки созданные методом тычка эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Рисованием по мокрой бумаге хорошо получаются различные цветы, которые радуют мам на выставке в преддверии 8 марта.
Детям нравится ещё одним из интересных методов рисования, является «набрызг». Хорошие результаты получаются даже у тех детей, которые вообще не умели рисовать. Для этой работы используются: зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы: связка старых ключей, либо других предметов, имеющих характерную форму. Методика: на бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем листья или предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.
Технику Оригами дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят на выставках детского творчества.
На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.
Наши воспитанники хорошо освоили способ обрывание и скатывание бумаги.
Дети с удовольствием делают комочки, приклеивают крупные и мелкие детали, работают с бумажной полосой. Делают кольца, петли, завитки, в результате работы выглядят очень оригинально.
Результатом работы с детьми является то, что дети освоили много нетрадиционных техник изобразительной деятельности, научились самостоятельно и творчески работать с различными изоматериалами. Решена задача не только подготовки рук к письму, но и воспитание эстетического вкуса. В группе оформлен уголок народного творчества.
Дети систематически получают знания о предметах народно-прикладного искусства и отражают их в своих рисунках, поделках. Представленные здесь работы дети выполняли на занятиях и в свободное время.
Все работы детей выставляем для родителей, лучшие работы, помещаем на выставку, которая оформляется в группе и обновляется в течение года.